Охрана труда и вакцинацияНе секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является «профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков». Управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Так пункты 33-35 приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее — Типовое положение о СУОТ) предписывают работодателю с целью организации управления профессиональными рисками выявлять опасности, оценивать и снижать уровень профессиональных рисков. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, в числе прочих следует рассматривать и опасности, связанные с воздействием биологического фактора, а именно: опасность из-за воздействия микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов; опасность из-за контакта с патогенными микроорганизмами; опасности из-за укуса переносчиков инфекций. Таким образом, как только в процессе реализации процессов по управлению рисками (в том числе путём получения информации от Роспотребнадзора или по результатам специальной оценки условий труда) выявлена опасность, связанная с действием биологического фактора, возникает вопрос, а что сделать, чтобы снизить уровень профессионального риска.

В соответствии с пунктами 41-42 Типового положения о СУОТ работодатель должен информировать работников об условиях труда на рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях. Реализовать это на практике можно в нескольких формах: Включения соответствующих положений в трудовой договор работника. Ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) на его рабочем месте. Размещения сводных данных о результатах проведения СОУТ на рабочих местах. Проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров. Изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов. Использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

Нормативно порядок проведения иммунизации регулируется Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». При реализации положений данного нормативного правового акта, как со стороны работника, так и со стороны работодателя очень часто возникают вопросы относительно прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений в части необходимости проведения профилактических прививок. С одной стороны, в силу положений статьи 5 названного закона работник, как любой гражданин, имеет право отказаться от профилактических прививок. Злоупотребление этим правом может привести к серьёзным правовым последствиям. Приведём один пример из судебной практики по «прививочным» делам. Роспотребнадзор в ходе проверки ЗАО «Москва-Макдоналдс» выявил свыше 30 работников, у которых отсутствовали сведения о проведении иммунизации против кори и дифтерии и выдал предписание «исправить». Общество обратилось в арбитраж, оспаривая предписание, но суд встал на сторону контролирующего органа (Источник — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. № 09АП-3737/2015 по делу № А40-151960/14). С другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Возникает противоречие — с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой — работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации? Для разрешения этой дилеммы вновь обратимся к Федеральному закону «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», где в части 2 статьи 5 указано, что отказ от прививки может повлечь временный отказ в приёме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 утверждён перечень таких работ: сельскохозяйственные,

гидромелиоративные,

строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта,

заготовительные,

промысловые,

геологические,

изыскательские,

экспедиционные,

дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных

работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных

работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных

работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных

работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов

работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных

работы по отлову и содержанию безнадзорных животных

работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей

работы с больными инфекционными заболеваниями

работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний

работы с кровью и биологическими жидкостями человека

работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают «под действие» вакцинации. На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах, а именно:

в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825);

в национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Более подробно читайте здесь 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *